Зачем вообще школьники пишут ВПР?

1547
Поделиться:   


ВПР называют "внебрачными детьми" ЕГЭ. Какова основная цель этой бесконечной череды контрольных работ, которые пишут, начиная с младшей школы? В 2019 году со 2 по 25 апреля ВПР напишут 5 млн школьников. Впечатляет!

На сегодняшний день почти каждый взрослый и ребёнок (разумеется, школьного возраста) знает, что такое ВПР. Что же это за зверь такой?

Немного истории

Впервые Всероссийские проверочные работы начали писать в тестовом режиме в 2015 году. Это был эксперимент среди учащихся 4 классов. Проверялись знания по русскому языку, математике и окружающему миру.

Постепенно в течение четырёх лет список проверяемых классов постепенно расширялся: к 4-классникам прибавились ученики 5, 10 и 11 классов, затем 6, 7 и 8-е. А в 2017 году, например, ВПР было предложено написать ученикам 2 классов.

В 2019 году ВПР пишут ученики 4, 5, 6, 7, 8, 10 и 11 классов. Учащиеся 7 и 8 классов участвуют только по добровольному решению школы. В 11 классе ВПР в этом учебном году будут писать только те выпускники, которые не сдают по этому предмету ЕГЭ.

Кстати, в 2019 году для проведения Всероссийских проверочных работ был запущен новый ресурс с очень говорящим названием - ФИС ОКО (Федеральная информационная система оценки качества образования).

Зачем нужны эти контрольные работы?

На этот вопрос вполне чётко ответил ещё в 2016 году заместитель Рособрнадзора Анзор Музаев:

«Сейчас школы сами проверяют, как учащиеся освоили предметы, не входящие в ЕГЭ или ГИА-9, сами проводят контрольные работы. Проводят они их по собственным заданиям. Никто не контролирует, как эти задания составлены, каков их уровень сложности, как оценивается их выполнение».

То есть, как мы видим, причины две:

1. Отсутствие полного и безоговорочного доверия к качеству проверки знаний в школах.

2. Государственные контролирующие органы не имеют единой и объективной статистической картины качества образования по стране.

А если задать вопрос "кому нужны ВПР?", то ответ очевиден - чиновникам. Учителей и администрации школ до 2015 года вполне устраивала система внутреннего контроля. Со стороны родителей запроса на введение ВПР тоже не было.

На что влияют результаты ВПР? Они могут "испортить" аттестат?

Всегда лучше получить ответ на вопрос, как говорится, из первых уст. Вот комментарии Анзора Музаева, заместителя руководителя Рособрнадзора:

«ВПР не влияют на аттестат, по их результатам не принимаются никакие жизненно важные для выпускника решения, к ним (ВПР) не нужно как-то специально готовиться — просто нужно учиться. Мы не рекомендуем школам учитывать результаты ВПР при выставлении оценок в аттестат».

С выпускниками, вроде бы, всё ясно. А как быть с учащимися невыпускных классов? Оценки за ВПР должны фиксироваться в школьных журналах, например? Учитываются ли они при выставлении четвертных, триместровых или итоговых оценок?

Вот, как, например, эти вопросы прокомментировал в апреле 2017 года координатор проекта "Всероссийские проверочные работы", глава центра национальных и международных исследований Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко:

"Имеется рекомендация на сегодняшний день не ставить отметки в журнал, но это совсем не значит, что дети не увидят своих результатов. Есть шкалы перевода, можно посмотреть, как интерпретировать баллы, полученные ребенком".

В 2019 году вопрос выставления оценок за ВПР в журналы почти не поднимается, так как более актуален уже другой вопрос: является ли оценка за ВПР "весомым аргументом" при выставлении итоговых оценок. Вот, что сказала по этому поводу министр просвещения Ольга Васильева в одном из интервью в феврале 2018 года:

"Пока мы рекомендуем не использовать результаты ВПР при выведении итоговых оценок в аттестате. Система еще не отработана".

А пока система "отрабатывается", промежуточные выводы такие:

1. Введение ВПР никак не связан с запросами профессионального и родительского сообществ, поэтому вызывает массовое отторжение у этих субъектов образовательной среды.

2. За 4 года статус Всероссийских проверочных работ сильно укрепился и имеет тенденцию стать своеобразными ЕГЭ для невыпускных классов. В 11 классах ВПР фактически становятся неофициальными ЕГЭ по предметам, которые не проверяются единым экзаменом.

3. Чёткой и понятной обратной связи четырёхлетней практики проведения ВПР пока нет: не все понимают целесообразности введения независимых проверок, а главное, не видят прямой зависимости расширения списка обязательных ВПР с реальным ростом качества образовательных услуг (да простит нас министр просвещения за последнее словосочетание).

Обложка поста: pixabay.com

1547
Поделиться: