Самое сложное задание на итоговом собеседовании



Что показала очередная апробация устного экзамена в 9 классах
 
22 декабря 2018 состоялась апробация нового устного экзамена в 9 классах под названием "итоговое собеседование". Этот устный экзамен (по аналогии с итоговым сочинением в 11 классе) в 2019 году будут сдавать все выпускники 9 классов в качестве допуска к ОГЭ. Это уже не первая апробация итогового экзамена, также возможность потренироваться была и в ноябре 2018 года.

Что же выявили эти репетиции? Так ли страшен новый экзамен?

Апробации (репетиции) нужны были не только для того, чтобы подготовить детей к новому испытанию, хотя эта задача, безусловно, была на первом месте. Нужно было ещё проверить техническую оснащенность и готовность аппаратуры работать без сбоев, ведь на экзамене будет вестись аудиозапись ответов. Кроме того, экзаменаторы тоже должны были "набить руку", научиться спокойно вести все этапы экзамена и выставлять баллы по критериям. С технической поддержкой и работой экспертов-экзаменаторов особых проблем не было обнаружено. Школьники тоже справлялись с заданиями неплохо, но всё же некоторые задания вызывали у них сложности. Вот, что рассказывали участники апробации и педагоги.

Экзамен нельзя назвать трудным, однако форма проведения - устное собеседование - накладывает дополнительное волнение. Если экзаменаторы помогают справиться со стрессом, то большинство быстро перестают волноваться.

Сначала школьник читает текст про себя, он должен успеть сделать это за 2 минуты (текст всегда небольшой). Затем он должен его прочитать (тоже в течение 2 минут). За это задание можно получить 2 балла, если всё в порядке с темпом и интонацией. Затем текст у выпускника забирают и предлагают цитату какого из великих мира сего, связанную по смыслу с прочитанным текстом. После 2 минут размышлений школьник должен пересказать прочитанный текст по памяти и постараться удачно вставить в свой пересказ эту цитату.

Задание №2 стало самым сложным для многих

Самое сложное задание, по словам и детей, и взрослых, проводивших пробный экзамен, оказалось задание №2 - пересказ текста. Кстати, именно за это задание начисляется самое большое количество баллов - 4. Первое, на что обязательно надо обратить внимание - это критерий П1 "Сохранение при пересказе микротем". В тексте всегда 4 абзаца, при пересказе школьники должны озвучить все 4 микротемы текста. На втором месте по сложности критерий П3 "Работа с высказыванием". Его интеграция в текст приносит 1 балл только при условии, что это было логично и уместно.

Итак, за чтение и пересказ с использованием цитаты можно набрать в сумме 6 баллов. Хорошая новость: если вы читали и пересказывали без ошибок, то можно заработать ещё 4 балла. Согласитесь, неплохой бонус.

Вторая часть экзамена - монолог и диалог

Монолог - это третье задание. В этом задании есть 3 варианта (на выбор): описание, повествование или рассуждение. Выбирайте, что хотите. Здесь можно заработать максимальные 3 балла. Единственное, не надо забывать, что в монологе должно быть не менее 10 фраз. Пусть вас это не пугает, количество фраз не приравнивается к количеству предложений. Сложное предложение, состоящее из двух простых, например, засчитывается как 2 фразы.
Диалог - задание №4. Это задание понравилось школьникам больше всего. Наверное, потому что оно наиболее живое: необходимо поучаствовать в диалоге с экзаменатором. Он задаёт вопросы - школьник отвечает. Вопросы простые, если всё ответите хорошо, заработаете ещё 2 балла.
Во второй части тоже есть "бонусные" баллы за отсутствие ошибок (грамматических, орфоэпических, речевых) - целых 4 балла.
Всё итоговое собеседование оценивается в 19 максимальных баллов. "Зачёт" вам гарантирован, если вы набрали 10 из 19. Среди наших коллег и знакомых выпускников никто не рассказал о случае, когда кто-то не справился с заданиями и не получил "зачёт". Хорошо, что выпускники  9 классов показали на репетиции умение работать с текстом. Вот только вопрос целесообразности такого экзамена по-прежнему не совсем понятен, ведь когда его вводили, пугали катастрофи еским положением с монологической речью и функциональным чтением у современных школьников. Пока они демонстрируют обратное.